Управление ассортиментом (assortment management)

размещено в: Статьи | 0

Управление ассортиментом (assortment management) в торговой компании начинается с разработки ассортиментной политики. В этом важнейшем  документе отражаются цели, задачи и основные направления формирования рационального ассортимента, определяющие концепцию бизнеса компании и развитие в соответствии с конъюктурой потребительского рынка.

Управление ассортиментом на предприятиях оптовой и розничной торговли происходит по двум направлениям: формирование ассортимента товаров и управление ассортиментом товаров. Процесс формирования ассортимента товаров включает в себя деятельность по расширению, сокращению, углублению и обновлению и стабилизации групп и видов товаров.  Расширение товарного ассортимента, количественное и качественное увеличение набора товаров, как правило, связано с расширением бизнеса. Сокращение ассортимента происходит при выводе убыточных товарных позиций из товарооборота.  Для повышения конкурентоспособности магазина, требуется постоянное углубление и обновление ассортимента за счет внедрения новых видов товаров или новых модификаций традиционных товаров. Огромную роль в управлении ассортиментом играет формирование стабильного ассортимента торгового зала, как отражение бизнес – стратегии компании.

Способы управления ассортиментом.

В зависимости от целей бизнеса, работа по управлению ассортиментом может быть направлена на наращивание или на его насыщение. При  наращивании ассортимента путем включения дешевых (и соответственно менее качественных) товаров происходит наращивание «вниз». Таким образом целесообразно поступать при завоевании новых сегментов рынков, или в период снижения покупательской способности населения, или при обострении конкуренции в определенных товарных группах. При включении в  товарооборот высококачественных и более дорогих товаров,  осуществляется наращивание «вверх», это рискованное мероприятие принесет успех, если правильно сформирована стратегия завоевания высшего сегмента рынка.

Другой способ расширения ассортимента предполагает насыщение набора товарных групп. Такая ассортиментная политика целесообразна для наиболее полного использования торговых площадей или привлечения слоев населения, относящихся к разным платежеспособным группам.

Управление товарным ассортиментом базируется на принципах соответствия спроса и предложения  и напрямую влияет на величину получаемой прибыли.