ПЛАНОГРАММА-  это визуальное изображение всех SKU ассортимента данного формата (данной торговой точки), с учетом выполнения всех пожеланий клиента/сети магазинов и с учетом всех стандартов мерчендайзинга.

При разработки планограммы необходимо учитывать интересы трех сторон: поставщик (или производитель) товара, магазин (продавец) и покупатель. Все мы покупатели, цель покупателя в магазине понятна: быстро найти и купить самый качественный товар и дешевле. Задача поставщика, в лице мерчендайзера, продать побольше своего товара, сэкономив на издержках, а задача торговой точки завлечь максимальное количество покупателей и получить прибыль с любого вида товара. Правильное размещение товарных позиций облегчает  решение всех этих задач.

Две важных особенности хорошей планограммы:

  1. Ровные бренд блоки.
  2. Пропорциональность количества фейсов каждой позиции ее продажам.

На верхнем рисунке представлена идеальная планограмма, с точки зрения категорийного менеджера крупного розничного магазина. Основным конкурентам, представленной товарной группы «Безалкогольные напитки», которые не нуждаются  в особом привлечении внимания покупателей, отведены равнозначные торговые места в противоположных концах стеллажа с краю. В центре  — удачно расположены виды безалкогольных напитков, предназначенные для целевого покупателя, различного ценового уровня.

Планограмма, изображенная на нижнем рисунке, вызывает несколько замечаний: рядом расположен товар основных конкурентов товарной группы; в левом нижнем углу, в «мертвой зоне» поставлены бутылки малого объема, которые, если случайно и заметят покупатели, то, скорее всего, не будут нагибаться, а предпочтут подобный товар конкурента.