Планограмма выкладки товара

размещено в: Статьи | 0

В грамотной и удобной выкладке товара всегда заинтересованы три стороны: поставщик (или производитель) товара, продавец и покупатель. Для рационализации процесса выкладки товара в розничных магазинах применяют схематичные изображения товара на торговом оборудовании, называемые планограммами выкладки товара. Планограмма представляет собой план – схему, на которой детально изображается выкладка товаров по SKU (ассортиментные позиции) на торговом оборудовании, удовлетворяющая как магазин, так и поставщика. В крупных магазинах для разработки планограмм используются разнообразные отечественные и зарубежные программные продукты, мелким магазинам вполне под силу начертить планограмму вручную или использовать простейшие электронные таблицы типа Excel.

 

Как составляется планограмма товаров.

Планограмма выкладки товара утверждается руководством магазина, согласовывается с категорийным менеджером. Для удобства пользователей, торгового персонала и представителей поставщика, планограмма должна содержать подробные комментарии по размещению товара в торговом пространстве с учетом интересов поставщиков, подробная планограмма сокращает трудозатраты торгового персонала по поддержанию ассортимента на полках. Этот документ необходим для определения концепции мерчендайзинга в данном магазине и позволяет  осуществлять контроль за соблюдением стандартов мерчендайзинга, принятыми в магазине.

При составлении планограмм, опытные мерчендайзеры и товароведы советуют соблюдать несколько общих правил, применимых как для крупных розничных магазинов, так и для небольших: торговая площадь, выделяемая для каждого SKU должна соответствовать их доле продаж в общем товарообороте; товарам с высокой оборачиваемостью или акционным товарам необходимо увеличивать торговое пространство; новинки располагать на самых видных местах; продуманно располагать сопутствующие товары; группировать товары, связанные между собой каким- либо признаком. Планограмма торговой точки в среднем меняется 3 – 4 раза в год.

Планограмма должна служить визуальным  отображением  системы предпродажной подготовки товаров: размещение стеллажей и товаров на них, оформление витрин и предоставление информации о товарах.  Планограмма позволяет тоговому менеджменту управлять торговым пространством,  правильно планировать объемы товаров в соответствии с продажами.