Принципы выкладки товара

размещено в: Статьи | 0

Основные принципы выкладки товара сформировались на заре человечества, одновременно с развитием товаро-обменных операций. Практика и логика определяет традиционные принципы выкладки любого вида товара в точке розничной продажи. Первый принцип выкладки товара гласит, что товары должны быть расположены по роду изделия (укрупненная классификация), по видам изделий (детальная классификация), внутри вида товар размещается по фасонам, размерам, расцветками и прочим индивидуальным классификациям. Второй принцип традиционной выкладки товара заключается в расположении товара по материалу, из которого изготовлен товар, затем по видам товара.  Для некоторых видов универсальных  магазинов применим  принцип сложного размещения по возрастному признаку покупателей, затем по тематическим группам, видам товаров, размерам, сортам (магазины детских товаров, книжные магазины). Принцип размещения по содержанию, затем по наименованию и стоимости подходит для всех торговых предприятий. В крупных магазинах типа гипер и супермаркетов, имеющих отделы, используется принцип расположения по назначению (выделение по отделам), потом по видам изделий, материалу, размерам. По принципу размещения по фирменным маркам, фасонам, материалу, сортам работают все предприятия розничной торговли.

Общие правила по размещению товара в торговом зале обусловлены, в первую очередь, созданием наибольшего комфорта для драгоценного покупателя: товар должен быть отчетливо виден, новинки выставляются на самом видном месте, покупателю легко достать товар, товару массового спроса всегда отведено одно и тоже место, товар выставлен и оформлен красиво, товар располагается этикеткой к покупателю.

В начале XXI века в мерчендайзинге произошло научное обоснование искусства грамотной расстановки товара, которое получило название визуальный мерчендайзинг. Визуальный мерчендайзинг опирается на два важнейших понятия, относящихся к психофизики человека – восприятие и внимание. Научный подход к выкладке товара позволяет продавцам регулировать покупательский поток и создавать маршруты потребителей по торговому залу. С помощью визуального мерчендайзинга облегчается поиск и выбор товара, и процесс выбора и покупки превращается в увлекательное занятие, тем самым стимулируя импульсивные покупки.

Товар выкладывается с учетом движения взгляда человека, как при чтении: слева направо, сверху вниз. Движение основного потока покупателей происходит против часовой стрелки и определено правилом «золотого треугольника»: от входа к отделу планируемых покупок, затем к кассам. На товары, расположенные справа, обращается больше внимания, чем на товары слева. Товары массового потребления располагаются на расстоянии вытянутой руки, т.е на уровне 1,20 – 1,70 метра от пола. Выгодно размещать вместе сопутствующие товары.

Для акцентирования внимания покупателя на тот или иной вид товара,  используется специальная выкладка, помимо основных мест размещения, например, на торцах стеллажей или возле касс. Другим инструментом привлечения внимания, являются P.O.S материалы, информационные аксессуары с фирменной символикой, такие как плакаты, сити-форматы, билборды и т.д.

Принципы выкладки товара основаны на рационализме, визуальная презентация товара соотносится с психологией восприятия и влияет на поведение покупателя, стимулируя импульсивные покупки, обеспечивая рост продаж.